Топ-30 итальянских шедевров Возрождения, которые стоит увидеть

18 Май 2019
0 комментариев
Собор Святого Петра

Путешествуя по Италии, никогда не стоит забывать, что бесценные сокровища из мира искусства здесь на каждом шагу. Особенно повезло итальянцам на шедевры Возрождения — именно тут, во Флорентийской республике, зародилась эта культурная эпоха.

Для того, чтобы вы случайно не прошли мимо, мы собрали в одной статье 30 сокровищ Ренессанса из разных уголков Италии. Сортировать их по известности или «шедевральности» показалось нам слишком ответственной задачей, поэтому «рейтинг» примерно соответствует времени появления на свет, начиная с более ранних работ. А еще в него не попала та часть итальянской живописи и скульптуры, которая находится в музеях других стран — например, «Джоконду» вы сможете увидеть только в Лувре.

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне

Эту фреску XIV века не принято причислять к шедеврам Возрождения. И все-таки она здесь. Потому что создал ее Джотто — отец Ренессанса, который на полтора века опередил современников. В сцене предательства Иисуса он отошел от иконографии и изобразил не плоские лики, а лица, не маски, а характеры и живые эмоции. Можно долго перечислять новаторства Джотто — но стоит лишь один раз взглянуть на фреску в сравнении с работами других мастеров XIV века, и все становится ясно без слов.

Где находится: капелла Скровеньи, Падуя.

«Изгнание из Рая» Мазаччо

«Изгнание из Рая» Мазаччо фрагмент

XV век — Возрождение на пороге. Молодой художник Мазаччо одним из первых использует линейную перспективу и знание анатомии, поэтому на его фресках — прекрасно сложенные люди в реалистичном мире. Адам и Ева изображены обнаженными, страдающими от своей наготы, да еще и на пике отчаяния оттого, что за ними только что захлопнулись врата рая. Священники долго не могли привыкнуть к такой смелой манере живописи и позже снабдили Адама и Еву фиговыми листочками, от которых они освободились только во время реставрации XX века.

Где находится: капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция.

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Филиппо Брунеллески, возводя в начале XV века купол над кафедральным собором Флоренции, решал сложную техническую задачу. Более века великолепный собор был обезглавлен, потому что она казалась неразрешимой. Архитектор долго изучал античные здания, пока не придумал проект двойного купола с внутренними и внешними сводами, связанного воедино беломраморным фонарем. И сейчас восьмигранное чудо диаметром 42 метра легко и свободно парит над городом, связывая здания в единый ансамбль.

Где находится: Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

Храм Малатеста Леон-Баттиста Альберти

Храм Малатеста Леон-Баттиста Альберти

Храм возводили на месте старой монастырской церкви как семейную усыпальницу герцога Малатеста и его семейства. Архитектор Альберти хотел окончательно отойти от стандартов Средневековья. Он задумал создать мавзолей с оглядкой на древнеримскую архитектуру с ее героическим пафосом. Фасад роднит сооружение с триумфальной аркой, боковые аркады напоминают акведуки. Предусматривался и купол, но строительство некстати приостановили, да так и не завершили в соответствии с проектом.

Где находится: Римини.

Палаццо Питти

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря... зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи. Козимо повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккио. Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи привлекают в Палаццо Питти тысячи посетителей.

Где находится: Флоренция.

«Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа

«Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа

Как природа рано или поздно просыпается от зимнего сна, так и дух человеческий неизменно возрождается к новой жизни. Такими словами можно кратко охарактеризовать философский смысл важнейшей картины Раннего Возрождения на религиозную тему. Кроме того, эта фреска с легкой руки Олдоса Хаксли носит титул «самой прекрасной картины в мире». Картина невольно спасла Сансеполькро во время Второй мировой, когда командир британцев, вспомнив эссе Хаксли, прекратил артобстрел города.

Где находится: Пинакотека Комунале, Сансеполькро.

«Греческая Мадонна» Джованни Беллини

«Греческая Мадонна» Джованни Беллини, фрагмент

Венецианский мастер Беллини прожил долгую жизнь и написал немало Мадонн с младенцем. Среди них выделяется одна, написанная молодым художником для Дворца дожей. Свое название она получила из-за греческой надписи на полотне. Классическое расположение на картине, одеяние Мадонны и нимб над головой говорят, что художник отталкивался от византийской иконописи. Но прекрасное живое лицо в своей ясности и простоте разрушает эту иллюзию.

Где находится: пинакотека Брера, Милан.

«Камера дельи Спози» Андреа Мантенья

«Камера дельи Спози» Андреа Мантенья

Одна из первых перспективных обманок в оформлении интерьера, создающая в помещении высотой не более семи метров ощущение пространства, высоты и света. Как будто комната чудесным образом раздвинулась и вместила в себя все обширное семейство маркиза Гонзаго. Стены украшены реалистичными колоннадами, ступенями и занавесами — кажется, их можно отодвинуть рукой. Плоский потолок расписан в виде купола, раскрытого к небу, а светотени поддерживают ощущение льющегося сверху света.

Где находится: Палаццо Дукале, Мантуя.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Один из самых пленительных и вдохновляющих образов Возрождения — боттичеллиевская Венера. Гимн красоте вне времени, вне эпохи. Это не просто античная богиня, а нежная и милосердная женщина с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались в XIX веке прерафаэлиты, когда создавали свой идеал эстетики.

Удивительно, но у Венеры был прототип. Это жившая во Флоренции Симонетта Веспуччи, наделенная внешней и внутренней красотой. Ее лицо смотрит на нас со многих полотен мастера.

Где находится: галерея Уффици, Флоренция.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Да Винчи вовсе не пытался создать шедевр — эта картинка была всего лишь иллюстрацией к его размышлениям, попыткой нарисовать человека с идеальными пропорциями так, как это видел римский архитектор Витрувий. Он изящно вписал тело мужчины в круг и квадрат одновременно, тем самым доказав, что живопись сродни науке. Благодаря Леонардо человечество вновь обратилось к идеалам античности, а «Витрувианский человек» стал одним из самых тиражируемых рисунков всех времен и народов.

Где находится: галерея Академии, Венеция.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Долгое время эта фреска была единственным произведением Леонардо, доступным для широкого круга людей. Написана она на стене трапезной монастыря и выглядит как перспективное продолжение помещения. Каждому, кто обедал здесь, казалось, что за соседним столом сидят Иисус и его ученики. Апостолы искренне ошарашены словами Учителя о том, что один из них предаст его — их жесты и реакции мастер подсмотрел из жизни обычных людей. Учтите, что просмотр картины надо планировать заранее — билеты бронируют на сайте монастыря примерно за месяц.

Где находится: Санта-Мария-дель-Грацие, Милан.

«Пьета» Микеланджело Буонаротти

«Пьета» Микеланджело Буонаротти фрагмент

Пьета — «Оплакивание Христа» — трагический религиозный сюжет, решенный Микеланджело в традициях Высокого Возрождения. Удивительно, но Мадонна с телом Христа на руках изображена в образе молодой и прекрасной девы — по мнению 24-летнего автора, целомудренная женщина долго сохраняет молодость. Микеланджело за свою жизнь еще дважды переосмысливает этот сюжет — так появились «Пьета Бандини» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» в Кастелло Сфорцеско.

Где находится: Собор Святого Петра, Ватикан.

«Давид» Микеланджело Буонаротти

«Давид» Микеланджело Буонаротти

«Давид» справедливо признан образцом красоты человеческого тела эпохи Возрождения, хотя многие отмечают его несоразмерность. Дело в том, что пятиметровую скульптуру предполагалось разместить на куполе собора, и мастер сознательно пошел на нарушение пропорций верхней части фигуры. Но шедевр не осмелились отдать на растерзание ветру и дождю. Его поместили под крышу Лоджии на площадь Синьории, а затем в музей. А копии «Давида» и по сей день украшают Флоренцию.

Где находится: Академия изящных искусств, Флоренция.

«Мадонна Кастельфранко» Джорджоне

«Мадонна Кастельфранко» Джорджоне

«Мадонна Кастельфранко» — алтарный образ, Джорджоне написал его для собора в своем родном городе по заказу местного кондотьера. Композиция вписана в равносторонний треугольник, по углам которого — Мадонна с младенцем в красном одеянии и два святых. Есть что-то трогательное в том, что значительное произведение живописи никогда не покидало своей родины, и почти половину полотна занимает пейзаж — деревья и холмы, а также стены и башни замка, который сохранился в Кастельфранко и по сей день.

Где находится: Кафедральный собор, Кастельфранко-Венето.

«Афинская школа» Рафаэль Санти

Афинская школа Рафаэль

Эта фреска — заказ папы Юлия II. Под высокими сводами фантастического здания Рафаэль поместил идеальное сообщество мыслителей. Здесь Платон и Аристотель спорят, что важнее — Земля или небо, Диоген возлежит на каменных ступенях, Архимед и Пифагор что-то пишут и вычисляют, а Сократ вещает о том, что есть истина. В образах великих греков угадываются черты современников Рафаэля: Микеланджело и Леонардо, Браманте и своей возлюбленной Маргариты. Не забыл он и про себя: пристальный взгляд молодого человека в углу картины выдает автопортрет.

Где находится: станцы Апостольского дворца, Ватикан.

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонаротти

«Сотворение Адама» (фрагмент)  Микеланджело Буонаротти

Непревзойденный ваятель телесной красоты, Микеланджело писал потолочные фрески впервые в жизни. Самый знаменитый фрагмент росписи — сцена сотворения Адама. Событие, которое вот-вот свершится — не просто создание тела идеально прекрасного Адама по божественному образцу, а одухотворение человеческой оболочки. Жест двух тянущихся рук иллюстрирует этот момент. А совсем недавно люди увидели в очертаниях Бога-отца контуры человеческого мозга. Произведение, которому полтысячи лет, задает новые загадки...

Где находится: Сикстинская капелла, Ватикан.

«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан

«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан

Аллегорическая картина задумана как подарок знатного венецианца своей невесте, но до конца ее загадка так и не разгадана. Девушка в брачном наряде сидит с рукоделием, позади нее — богатый дом и пара кроликов как пожелание плодотворного брачного союза. Рядом обнаженная Венера держит чашу с огнем — символ вечной и страстной любви. Детали мастерски написанной картины искусствоведы трактуют по-разному, и даже современное название полотно получило лишь через 200 лет после создания.

Где находится: галерея Боргезе, Рим.

«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти

«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти

Не зря рафаэлевские Мадонны считаются самыми прекрасными женскими образами из когда-либо созданных. В них есть редкое сочетание внешней красоты и неземной одухотворенности. Но «Мадонна дела Седия» несколько выделяется из этой галереи. Одетая в праздничный наряд горожанки, она сидит близко-близко к зрителю, и крепко прижимает к себе сына. Облик Мадонны наполнен необычной для Рафаэля жизненной силой, яркими и теплыми красками. Может быть, потому, что моделью для картины стала земная красавица, а не идеальный образ?

Где находится: галерея Палатина, Флоренция.

«Форнарина» Рафаэль Санти

«Форнарина» Рафаэль Санти

Полуобнаженная нимфа, стыдливо прикрывающая на груди прозрачное одеяние. Ее можно узнать во многих образах Рафаэля, но только дважды он изобразил возлюбленную в собственном обличье и с кольцом на пальце. Художник умер, и картину завершил его ученик, почему-то закрасив кольцо. Тайна отношений художника и модели породила немало легенд, большинство из которых — выдумки. Тем не менее, «Форнарина» стала идеалом ренессансной красоты и источником вдохновения для учеников и последователей Рафаэля.

Где находится: палаццо Барберини, Рим.

«Вознесение Богородицы» Антонио Аллегри (Корреджо)

«Вознесение Богородицы» Антонио Аллегри (Корреджо)

В этой фреске Корреджо проявил себя как создатель нового типа купольной росписи храма. Секрет ее в необычном, однако правдивом ракурсе: вихрь из облаков, фигур святых и Богородицы, направленный вверх, к свету. Современники не сразу поняли новаторство художника. Купол сравнивали с блюдом лягушачьих ног, а Дева Мария казалась попросту неприличной. Ясность внес несколько лет спустя Тициан. Он говорил, что купол собора можно перевернуть и доверху наполнить золотыми монетами — такова была бы истинная цена шедевра.

Где находится: Кафедральный собор, Парма.

«Венера Урбинская» Тициан

«Венера Урбинская» Тициан

На известнейшем полотне изображена молодая обнаженная женщина с типичным для Тициана цветом волос и светящейся золотистой кожей. Подобно античным авторам, художник видит в наготе символ чистоты и естественности — конечно, если это богиня, потому что время изображать порядочных горожанок нагими еще не пришло. Кто же в реальности послужил моделью — история умалчивает. Скорее всего это был собирательный образ, идеал божественной красоты эпохи Возрождения.

Где находится: галерея Уффици, Флоренция.

Ботанический сад Падуи

Ботанический сад Падуи

Первый ботанический сад Европы создан в Падуе как источник лекарственных трав в момент подъема медицинской отрасли. Круг в квадрате — такова была основа планировки территории, ограниченной стеной. Сад пополнялся новыми экзотическими растениями, вводились технические новшества, и передовой опыт постепенно распространился на всю Европу. Ценный с научной точки зрения, сад — это еще и интересное место, где можно полюбоваться на редкие и старейшие растения — гинкго и магнолии, орхидеи и растения-хищники.

Где находится: Падуя.

«Персей» Бенвенуто Челлини

«Персей» Бенвенуто Челлини

Знаменитый скульптор и ювелир XVI века по заказу своего покровителя Козимо Медичи обращается к греческому сюжету. Торжество Персея над Медузой Горгоной — эта аллегория должна была показать перевес власти герцога над Флорентийской республикой. Отлитый в бронзе Персей держит в вытянутой руке только что отрубленную голову Медузы Горгоны; у ног героя распласталось ее тело, а немигающий взгляд обращен на зрителя. Челлини гордился своим «Персеем» и в автобиографии посвятил работе над ним около 50 страниц.

Где находится: Лоджия деи Ланци, Флоренция.

Вилла д'Эсте Пирро Лигорио

Вилла д'Эсте Пирро Лигорио

Вилла герцога д'Эсте, напоминающая сказочный дворец, знаменита прежде всего огромным садом на склоне горы. Парк имеет регулярную планировку, а рельеф местности позволил устроить террасы, гроты и водопады на склонах. Но самыми замечательными получились водометные сооружения: исполняющий музыку фонтан Органа и миниатюрная копия Рима Ла Рометта, Аллея ста фонтанов и ревущий фонтан Драконов. Не случайно Петр I, устраивая садово-парковые ансамбли у себя на родине, вдохновлялся парком виллы д'Эсте.

Где находится: Тиволи, Лацио.

«Пир в доме Левия» Паоло Веронезе

«Пир в доме Левия» Паоло Веронезе

Картина овеяна скандальной славой — вплоть до того, что художником заинтересовалась инквизиция. Все дело в том, что Веронезе исполнял на заказ церкви крупное полотно на тему Тайной вечери. Он столь вольно обошелся с библейским сюжетом, что на картине появились стражники, шуты, дети, собаки и даже он сам в образе гостя. Исправил написанное он тоже весьма оригинально — просто поменял название и даже дал ссылку на Евангелие, что пир у Левия действительно имел место в Священной истории.

Где находится: галерея Академии, Венеция.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Главный собор Ватикана задумывался Браманте как сооружение, не имеющее себе равных в мире. Строительство крупнейшей христианской церкви длилось в общей сложности полтора века и при жизни автора не завершилось даже наполовину. Микеланджело продолжил работу, опираясь на замысел Браманте. Он добавил портик с колоннадой и начал возводить круглый ребристый купол, который завершил Джакомо делла Порта. Позже, уже в XVII веке, Бернини создал перед собором площадь с колоннадой.

Где находится: Рим, Ватикан.

Вилла Ротонда Андреа Палладио

вилла ротонда Палладио

На примере виллы Ротонда архитектор разрабатывал новый тип загородной усадьбы на основе античных образцов. Кубический объем здания, украшенный с четырех сторон ордерными портиками, завершался сферическим куполом с круглым окном посередине. Вилла идеально вписана в ландшафт и напоминает скорее греческий храм, чем жилой дом. Непривычные идеи не сразу нашли отклик у современников, но потомки нарекли Палладио основателем нового стиля в архитектуре — палладианства.

Где находится: Виченца.

Мост Риальто Антонио де Понте

Мост Риальто Антонио де Понте

Одним из символов стоящего на воде города стал пешеходный мост через Гранд-канал, построенный в конце XVI века. Многие тогда считали, что конструкция, состоящая всего из одного пролета, не выдержит и обрушится. Однако мост стоит до сих пор. Его секрет — 12 тысяч свай, забитых в дно канала. Подобно Понте Веккио во Флоренции, на мосту Риальто в арочных галереях элегантно расположились торговые лавки. И днем, и ночью здесь крутятся туристы, начинаются пешеходные маршруты и прогулки по воде.

Где находится: Венеция.

«Тайная вечеря» Тинторетто

«Тайная вечеря» Тинторетто

Тинторетто, что в переводе означает маленький красильщик, заимствовал у старших живописцев-учителей Микеланджело и Тициана самое лучшее, что видел в их работах. Накопив мастерство, он создал свой заключительный шедевр. «Тайная вечеря» создана на излете Возрождения и на пике таланта. Ее суть — в сверхъестественном свете, исходящем от одной лампы и падающем на головы апостолов и Христа под разными углами. Есть что-то мистическом в том, как раздвигаются границы картины, уходящие в полумрак.

Где находится: церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.

Пальманова

Пальманова

Постойте, Пальманова — это же город? Да, верно, и создан он по принципам Ренессанса. Проекты «идеального» города были почти у каждого архитектора, но «переделать» уже существующие поселения было сложно — частично результат улучшений виден на примере Феррары, Болоньи, Пьенцы. Однако всем им далеко до четкой геометрической планировки Пальмановы, спроектированной Винченцо Скамоцци. Этот город-крепость сохранился до наших дней без изменений — в виде девятиугольной звезды с бастионами, улицами-лучами и центральной шестиугольной площадью.

Где находится: провинция Удине.

Обязательно побывайте в самых интересных и красивых местах Италии! Желаем вам новых открытий!

 

Автор: Ольга Костромичева

Добавить комментарий